четверг, 1 августа 2024 г.

"Тайная вечеря" Леонардо да Винчи

Сегодня я увидел в Twitter интригующую ветку с анализом «Тайной вечери», и она заставила меня впервые в жизни взглянуть на нее более внимательно. Меня интригуют математика, числа, симметрия, символизм и чистая красота этой работы.

Она находится в монастыре в Милане, Италия, и была написана около 1495–1498 годов. Леонардо да Винчи, вероятно, один из самых интересных людей всех времен для меня. Он жил с 15 апреля 1452 года по 2 мая 1519 года и был чем-то вроде гения во всех областях. Он был действительно человеком, который просто мог делать. Его не ограничивали никакие сомнения в себе, даже если он сам, возможно, думал, что это так, время от времени. Он был наблюдателем и кротким духом, который любил животных. Человек по сердцу любого любителя жизни; говорили, что он был выпускателем птиц из клеток. Почему птица вообще должна быть в клетке?

По сей день никто не утверждает, что знает, где находятся его останки. Кто-то знает.

Вот эта прекраснейшая работа.

Говорят, что картина изображает реакцию апостолов Иисуса, когда Иисус сказал им, что один из них предаст его. Апостолы, изображенные по трое — за исключением Иисуса — расположены слева направо: Варфоломей, Иаков, Андрей; Иуда Искариот, Петр, Иоанн; Иисус; Фома, Иаков Старший, Филипп; Матфей, ​​Иуда Фаддей, Симон Зилот.

Не изучая эту картину ранее, я решил посмотреть на нее своими глазами и увидеть то, что я вижу. Вот мои наблюдения:

12 апостолов представляют 12 колен Израиля. Число 12, по-видимому, также важно в библейской нумерологии, представляя полноту, совершенство и единство.

12 делится на 3 и 4, и на 2 и 6, и на 1 и само себя. Действительно делится! Я думаю, может быть, причина, по которой Леонардо решил нарисовать парней в 4 группах по 3, заключается в том, что 3 — это большое дело с точки зрения самой Троицы: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух. Триптихи написаны по 3. Здесь можно было бы многое раскрыть, но не сейчас. Можно с уверенностью сказать, что Леонардо очень, очень, очень намеренно решил нарисовать апостолов в 4 группах по 3.

12 апостолов изображены в группах по 3, хотя Иисус только что сказал им, что ОДИН из них предаст его. Это интересно, не так ли? Я имею в виду, если бы я сидел за обеденным столом с 12 моими лучшими друзьями, и лидер нашей стаи сказал бы, что один из нас собирается предать его, то я бы выплюнул свое вино и хлеб, посмотрел бы прямо на него и сказал: «Чтооооооооо»? Если бы я был тем, кто собирался предать его, и у меня был какой-то план, я мог бы отвернуться или посмотреть вокруг, или на него в шоке от того, что он знает. Леонардо думал обо всем этом и «знал природу своих подданных», поэтому он решил очень сознательно не рисовать их индивидуальные реакции, а их реакции как небольшие группы по 3 человека. Вероятно, он решил сделать это, чтобы продемонстрировать некоторые из неотъемлемых черт самого человека. Такие вещи, как: общительность, желание обсуждать/дебаты/защищать/создавать группы и даже их собственную святость.

Иисус сидит сам по себе, представляя себя как 3 (очень треугольную) точно в центре картины.

Настоящий свет есть только позади Иисуса и Фомы и немного позади Иакова Старшего. У остальных позади них темные панели.

Симон Зилот — единственный с действительно темным фоном, больше похожий на силуэт.

Единственный человек, которого, кажется, совершенно не тронуло заявление Иисуса о том, что один из них предаст его, — это Иоанн или Мария Магдалина, в зависимости от того, кого, по-вашему, Леонардо там изобразил, несмотря на то, что Петр не только полностью закрывает ей лицо, но и держит руку на довольно интимном месте на ее шее. Это может быть воспринято как убедительный жест, или, может быть, он собирался забрать ожерелье? Например, если бы мы представили, что думал Леонардо, говоря, что Петр сказал Иоанну/Марии в тот момент, возможно, это было бы что-то вроде: «Ну, вы должны верить, что это был один из нас». Возможно, она была спокойна и уверена, что никто из них никогда не предаст Иисуса.

Многие апостолы разговаривают руками.

На самом деле мы не знаем, сколько времени прошло после того, как Иисус сказал им, что один из них предаст его, чтобы эти реакции могли представлять. Вероятно, это не несколько секунд спустя, потому что я думаю, что Леонардо мог бы нарисовать отдельные реакции апостолов в этом случае. Поэтому я думаю, что в «реальности живописи» прошло некоторое время, и нам показывают настоящую суть человеческих реакций на то, что, должно быть, было очень резким для этой группы преданных последователей.

Видно 8 босых ног.

Видно, что стоят три человека (Варфоломей, Фома и Филипп).

Единственный человек, чья голова полностью отвернута от Иисуса, — это Матфей.

Руки Андрея — единственные, кто находится в полностью оборонительной или защитной позе.

Иуда Искариот — единственный, кто сидит и полностью на переднем плане двух других.

Кажется, что по обе стороны от Иисуса ведутся два основных разговора: оба, похоже, сосредоточены на попытке доказать преданность.

Написание этой картины заняло 4 года, но мы воспринимаем ее скорее как фотографию. Представьте, сколько всего пережил Леонардо за эти 4 года. Он не работал над этой картиной непрерывно, поэтому возможно и даже вероятно, что он даже изменил свою идею относительно конечной точки этой картины со временем.

Вот что, по моему мнению, думали/говорили каждый апостол и Иисус в «то время», когда картина была «взята», и как Леонардо хотел их охарактеризовать. Я не претендую на истину, потому что, ну, никто не мог!

Варфоломей: слушатель/наблюдатель, который заботится о том, что правильно. Его язык тела сильный, но не агрессивный.

«Если я послушаю, я услышу правду».

Джеймс: слушатель/наблюдатель, который заботится о своих друзьях.

«Если я послушаю, я услышу правду. Но я просто хочу немного убедить Петра этим мягким жестом и немного заверить Эндрю, потому что он начинает защищаться».

Эндрю: наблюдатель, но обороняющийся. Его руки открыто вытянуты вперед и наружу.

«Если я слушаю, я услышу правду. Но я должен убедиться, что никто не думает, что я нелоялен. Это не я».

Иуда Искариот: Ненавязчивый, «не реагирующий» человек, но крепко сжимающий в правой руке то, что может быть чем-то ценным. Его тело открыто и повернуто к Джону/Мэри, и он хватается за что-то левой рукой. Его окружают Петр и Джон/Мэри, и у Петра, кажется, в правой руке за спиной Иуды нож.

«Я не знаю, что здесь происходит».

Питер: Действительно захватывающая позиция, Леонардо. Он держит руку Джеймса на спине, но он этого не замечает, рука на шее Джона/Мэри, и его тело полностью вытянуто к Джону, как будто чтобы вовлечь его и даже убедить в чем-то. У него также есть обычный нож в правой руке, который очень четко нарисован. Может быть, он шепчет Джону, что маленький парень впереди — предатель?

[Шепотом Гомера] «Ты должен мне поверить. Это он. Я видел, как он что-то сжимал, что-то…» Тем временем Иуда сжимает кулаки.

Джон/Мэри: Прекрасное, самое безмятежное и привлекательное выражение лица и положение тела. Она очень явно наклоняется вправо, чтобы услышать, что говорит Петр. Ее не беспокоит ни это, ни рука на ее шее. Ее взгляд, кажется, очень сосредоточен, чтобы отклонить негатив. Ее пальцы нежно переплетены и мило размещены перед ней на столе во всей красе, хотя две другие руки — одна из этих рук — рука Иисуса — очень явно сжимают/тянутся в непосредственной близости от ее руки.

«Я думаю, тебе нужно оставить все как есть. Каким-то образом все всегда в порядке».

Иисус: На его лице смятение, левая рука поднята вверх, а правая опущена вниз. Сбалансируйте половинки. Он очень внушительный, но в то же время спокойный, с точки зрения положения на этой картине. Он находится прямо в центре и одет в половинчатый наряд. Его голова слегка повернута влево, как будто он хочет уделить больше внимания «успокоению» людей слева от него — как будто он знает, что Джон/Мэри разобрались с нужными людьми.

«Я не знаю, ребята. Что я могу сказать, это то, что Бог сказал мне, что должно произойти».

Томас: Один палец в воздухе — это выдающийся момент. Он стоит, полностью заслоненный Джеймсом (который тоже выглядит зол).

«Назови хоть один раз, когда я предал тебя!»

Джеймс Старший: Он выглядит зол. Выражение его лица говорит о том, что он потрясен одним только намеком на предательство. Руки вытянуты, ладони открыты, нечего скрывать. Его руки тоже очень невзрачны — они просто сливаются с его туловищем и мантией.

«Я бы никогда тебя не предал!»

Филипп: Здесь больше мрачный вид. Руки направлены внутрь, что указывает на возможность проверки собственной вины, но в конечном итоге отвергают ее, испытывая боль, при одном только намеке на предательство.

«Я бы никогда тебя не предал».

Мэтью: Язык тела говорит сам за себя. Он полностью отвернулся и, кажется, пытается убедить своих парней на том конце стола, что это был один из парней на другом конце стола. Он, кажется, не сдерживает себя, указывая обеими руками в сторону предмета разговора.

«Да ладно! Посмотрите на него! Это он!»

Иуда Фаддей: Одна его рука повернута внутрь, а другая открыта на столе, и, кажется, он хороший слушатель и пытается сам понять, кто может быть предателем.

«Но он никогда не делал ничего, что намекало бы на то, что он предаст Иисуса. Откуда вы знаете?»

Симон Зилот: Он, кажется, также убежден, что это был один из парней на другом конце стола, и он, по-видимому, пытается убедить Иуду в чьей-то вине. Его руки протянуты и предлагают — не обороняясь — и его язык тела расслаблен. Однако интересно, как Леонардо нарисовал его силуэт и совершенно лысым.

«Это он».

Надеюсь, все здесь понимают, что я не пытаюсь здесь делать никаких заявлений или оскорблять кого-либо, имитируя то, что думали персонажи Тайной вечери. Я просто подумал, что это действительно забавное занятие. Я люблю живопись. Я люблю искусство. Я люблю Леонардо. И я нахожу историю Иисуса увлекательной.

Если бы я сказал, я бы предположил, что Леонардо был довольно успешен в изображении ряда очень реальных человеческих реакций на обвинение в предательстве тем, кого он любил.

Но это всего лишь поверхностный взгляд. Я абсолютно уверен, что на этой картине есть еще десятки пасхальных яиц. Я даже не вникал в геометрию этой картины. Может быть, в следующий раз. Надеюсь, вам было весело!

Каким Маэстро был Леонардо да Винчи.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий